Учреждения дополнительного образования в нашей стране имеют свою историю развития, начавшуюся как общественно-педагогические инициативы в середине XIX – начале XX века. В советский период в СССР была создана разветвленная сеть внешкольных учреждений, которые вносили существенный вклад в социальное воспитание школьников. Однако изменение социально-политических и экономических условий обусловило необходимость реформирования внешкольной работы. Характерной чертой обновления образовательной среды учреждений дополнительного образования сегодня является ориентация на создание индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
Этот аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития учащихся на всех этапах взаимодействия со средой. Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.
Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность – дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.
Со стороны государства нет директив, связывающих социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования со следующей ступенью общественно контролируемой социализации. Во всех видах учреждений дополнительного образования профессиональная ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности.
Министерства культуры РФ отражает их специализацию по видам искусства. Здесь выделяются музыкальные, художественные, хореографические, театральные, эстрадно-цирковые школы, школы кино- фотоискусства и школы искусств, “реализующие программы в нескольких или всех видах искусства”. Виды учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности выделяют по тому, какие этапы многолетней спортивной подготовки в них реализуются. Начальная спортивная подготовка, организация массовой физкультурной и оздоровительной подготовки. Их деятельность оценивается по результатам организационно-методического руководства внешкольной физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
|