В высшем образовании, как известно, соединяются два начала - учебное и научное. Учебное формирует систему знаний и профессиональных умений и навыков, а научное отражает процесс развития науки. Преподавание в области дополнительного образования ставит целью не просто изложить содержание предмета изучения, но и научить мышлению в области этого предмета и связанных с ним областях знаний и практических задач. Однако, воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом посильно только креативно настроенным преподавателям, обладающие гибким методическим мышлением. Здесь необходимо подчеркнуть необходимость тематического планирования по дополнительному образованию, наличие дидактических знаний и методических умений на профессиональном уровне.
Особым видом образовательной продукции является тематическое планирование по дополнительном образованию – это учебно-нормативная программа, определяющая назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, определяющее, как правило, объём подлежащих усвоению знаний.
Тематическое планирование фактически предопределяет содержание подготовки специалистов, поэтому так важно критически анализировать данный документ не только во время экспериментальной апробации на соответствие целям и задачам, условиям эксперимента, но и на этапе, когда инновационная учебная программа претендует на статус типовой и превращается при условии получения статуса в документ рекомендательного характера.
Тематическое планирование играет важную роль в инновационной деятельности преподавателя, так как модель плана может отвечать не только на вопрос «что преподавать», но и «как преподавать».
Тематическое планирование по дополнительному образованию в последние годы потеряло свою актуальность и, теперь, видимо целесообразно по-новому осмыслить значение этого документа.
В тематическом плане по дополнительному образованию должна быть отражена логическая структура учебного материала занятий, опорные знания из других курсов и перспективные связи.
В связи с вышеизложенным можно рекомендовать сохранить традиционную форму тематического планирования для тех обучающихся, которые обучаются по системе, ориентированный на единое европейское образовательное пространство, но включить в ее структуру обязательный компонент - «Примерный тематический план изучения учебной дисциплины», или тематическое планирование учебной дисциплины.
|