В настоящее время насчитывается около двадцати тысяч различных профессий и около сорока тысяч. Классифицировать такое количество профессий и специальностей можно по различным признакам. При классификации должна обязательно учитываться психология профессионального образования. Одним из признаков классификации является учет соответствия психологии личности с психологическими требования профессии. Психология профессионального образования обязательно должна учитывать психологические особенности и личности и их соответствие профессии. Психология профессионального образования является основой при профессиональном отборе лиц. Успех профессиональной деятельности человека отчасти определяется психологическими качествами его личности и соответствием этих психологических качеств требованиям профессии.
Психология профессионального образования была положена в основу классификации профессий профессионального образования Дж. Холандом в 1966г. Он выделил шесть профессиональных типов личности:
- реалистический тип;
- интеллектуальный тип;
- социальный тип;
- тип личности, ориентированный на общепринятые нормы;
- предпринимательский тип;
- художественный тип.
Любой из этих типов ориентирован на определенный вид профессиональной деятельности.
Учет психологии профессионального образования при выборе профессии является основой успешной профессиональной деятельности.
Разработанная Дж. Холландом шкала приспособленности типов личности к различным видам профессиональной деятельности имеет в своей основе психологию профессионального образования. Большой вклад в развитие отечественной психологии профессионального образования внес Е.А. Климов. Он выделил пять типов профессии:
- человек – живая природа;
- человек – неживая природа (техника);
- человек-человек;
- человек- знаковая система;
- человек – художественный образ.
Все эти пять типов профессий делятся на три класса:
- гностические профессии;
- преобразующие профессии;
- изыскательские профессии.
В этих классах выделяют четыре отдела:
- профессии ручного труда;
- профессии машинно – ручного труда;
- профессии, используемые автоматизированные системы.
Знание психологии профессионального образования позволяет более квалифицированно производить профессиональный отбор, а также помочь молодежи в выборе будущей профессии.
|