Качество профессионального образования – это сбалансированное соответствие образования как результата, процесса образовательной системы требованиям Государственного образовательного стандарта и потребностям в обучении. В последние десятилетия общей проблемой является неудовлетворенность качеством профессионального образования государственных органов управления образованием, представителей мира труда и широких кругов общественности. Необходимость решения названной проблемы стимулирует поиск более эффективных подходов к управлению качеством образования в соответствии с международными тенденциями, влечет за собой изменения требований к технологиям оценки качества профессионального образования.
По мнению специалистов, сложившаяся в нашей стране оценка качества профессионального образования характеризуется рядом слабых сторон: к ним можно отнести противоречие, возникающее между потребностью практики в обеспечении необходимого качества подготовки современного выпускника в интегрированной системе профессиональной подготовки, и не разработанностью путей его обеспечения в условиях “техникум – вуз – производство”; наличие множества дифференцированных характеристик и параметров деятельности учебных заведений, не сопряженных по значимости; отсутствие скоординированности технологии внешней оценки и самооценки.
Традиционно оценка качества профессионального образования студентов осуществляется посредством контроля, с помощью контрольных заданий, вопросов, практических задач. В отечественных государственных стандартах чаще всего отсутствуют связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника. От студента, в этом случае, требуется посещаемость лекций и четкий ответ экзаменатору в рамках программы. Уровень освоения студентом теоретических знаний устанавливается преподавателям, исходя из его субъективных представлений о контроле результатов обучения, а не из интегральных представлений о квалификации специалиста. Задача преподавателя заключается в том, чтобы, создавая соответствующие педагогические условия, помочь студенту осознать потребность инициировать активность.
В настоящее время не создана единая оценка качества профессионального образования, существующие методологические и методические подходы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Работники органов управления образованием часто руководствуют формальными показателями, редко используя оценки результативности образования по таким параметрам, как уровень его соответствия современным потребностям развития страны, интересам различных социальных групп; отсутствует целостность оценки системы универсальных знаний, умений и навыков обучающихся.
Комплексная оценка качества профессионального образования на всех уровнях, в том числе и на уровне государственных и негосударственных учреждений высшего образования, является одним из базовых условий модернизации российского образования. Современная рыночно-ориентированная стратегия образования диктует необходимость перехода от одномоментной оценки качества профессионального образования к обеспечению качества через управление образованием.
|