Профессионально педагогическое образование в России существует уже более 80 лет. Сначала оно именовалось специальной педагогической подготовкой, с 1960 г. – инженерно-педагогической, в настоящее время – профессионально педагогическое образование в России. С конца 1960-х до начала 1980-х г. шло развитие организационной структуры профессионально педагогического образования в России. Данный этап завершился открытием Свердловского инженерно-педагогического института. С середины 1980-х гг. СИПИ, а в настоящее время РГППУ, осуществляет организационное и научно-методическое руководство подготовкой профессионально-педагогических кадров на инженерно-педагогических факультетах в стране.
Одними из основных аспектов успешного функционирования и развития профессионально педагогического образования в России являются теоретические и научно-методические основы теории образовательной системы для подготовки педагогов профессионального обучения. Проблеме развития профессионально-педагогического образования посвящены многие исследования, которые определяют сущность и характеристики данного процесса (С. Я. Батышев, В. С. Леднев, Г. М. Романцев, Б. А. Соколов, А. М. Новиков, Е. В. Ткаченко, П. Ф. Кубрушко, И. П. Смирнов и др.). В теории и практике профессионально педагогического образования в России исследовались различные концептуальные модели психолого-педагогической подготовки (В. С. Безрукова, Э. Ф. Зеер, Н. К. Чапаев, В. И. Никифоров, В.П. Косырев, А. К. Радченко, Н. Е. Эрганова и др.).
Обоснованию процедур стандартизации этого виды образования посвящены работы В. А. Федорова, П. Ф. Кубрушко, А. А. Жученко.
За последнее время было защищено несколько десятков только докторских диссертаций по проблемам развития профессионально педагогического образования в России, что составило научно-методическое обеспечение данной системы подготовки. Однако следует признать, что целостной теории профессионально-педагогического образования, разработанной на прогностических и проектировочных основах, не создано. Поэтому создание научного обеспечения ППО продолжается за счет обобщения опыта подготовки профессионально-педагогических кадров и современной теории профессионально-педагогического знания.
В настоящее время профессионально педагогическое образование в России готовятся в 200 профессиональных учебных заведениях: в 83 профессионально-педагогических колледжах и в 117 вузах различного профиля, два из которых – специализированные профессионально-педагогические высшие учебные заведения: РГППУ и ВГИПУ).
Образовательная программа «Профессиональное обучение» реализуется для 19 отраслей экономики. Каждая отрасль имеет различное количество специализаций. В целом такая структура ППО обеспечивает подготовку рабочих кадров по 229 профессиям.
Система начального профессионального образования развивает свои образовательные программы на широкой политехнической базе. Профессионально педагогическое образование в России, следуя традициям высшего инженерного образования России, развивает расширение специализаций. Образовательные программы ППО конца 90-х г. имели 49 специализаций. Сегодня, например, только одна отрасль профессионально-педагогического образования – электроэнергетика – в РГППУ имеет 5 специализаций.
Системе профессионально-педагогического образования предстоит учесть необходимость подготовки профессионально-педагогических кадров, знающих специфику рынка труда региона. Как это сделать в новой технологии двухступенчатой подготовки специалистов с высшим образованием – бакалавров и магистров?
Высокотехнологичные производства унифицируют деятельность любого специалиста, в том числе высококвалифицированного рабочего, следовательно, профессионально-педагогическому образованию необходимо переходить на унифицированную политехническую основу подготовки.
|