Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Важным звеном всей деятельности системы дополнительного образования является соответствие рабочих программ педагога дополнительного образования потребностям и возможностям детей. Дети в данной сфере осваивают мир практически, их исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает его формализм. Важно, чтобы у ребенка развилась самостоятельная позиция, на основе которой обучающийся будет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь.
Рабочая программа педагога дополнительного образования является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
-
определяется своеобразная “стратегия” образовательного процесса не весь период обучения;
-
отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
-
организационные нормативы работы детского объединения.
Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.
Актуальные на сегодня документы, выдвигающие новые концептуальные идеи российского образования, нацеливают на создание образовательных программ “нового поколения”, которые призваны помогать ребенку в овладении ключевыми компетентностями, что свидетельствует о новых требованиях к качеству результатов в системе дополнительного образования детей. Так, например, в Концепции модернизации образования Российской Федерации есть положение, согласно которому учреждения дополнительного образования создает условия развития “стартовых” возможностей каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Требования к новому качеству образования подвели ученых-педагогов к пониманию необходимости разработки иных, чем прежде, подходов к определению результатов образования. Компетентностный подход в оценке результатов – это комплекс образовательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетенции обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности.
|