Закон о высшем образовании №125-ФЗ был принят в 1993 году, затем в октябре 2006 года была принята новая редакция закона о высшем образовании №161-AP/
Закон о высшем образовании или он точнее называется Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеет четкую структуру, которая включает в себя следующие направления:
-
общие положения;
-
система высшего и послевузовского профессионального образования;
-
субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего образования;
-
управление системой высшего и послевузовского образования;
-
экономика высшего образования;
-
международная деятельность вуза.
Государственная политика в области внешнего образования строится на следующих принципах: непрерывность и преемственность процесса образования, конкурентоспособность и гласность, государственная поддержка специалистов, интеграция в мировую систему высшего образования.
В соответствии с законом о высшем образовании в Российской Федерации установлены следующие уровни образования: бакалавр, специалист и магистр.
Порядок образования вузов их реорганизация и ликвидация также определены в законе о высшем образовании. На основании закона высшие учебные заведения проходят лицензирование и аккредитацию независимо от их организационно-правовых форм.
Отдельной главой в законе определены субъекты учебной и научной деятельности с их правами и обязанностями.
Большое внимание в законе о высшем образовании уделяется подготовке и повышению квалификации научно-педагогических работников, присвоению учебных званий.
В связи с Болонской декларацией ужесточается государственный контроль качества высшего и послевузовского образования. Он направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего образования, повышения качества подготовки выпускников. Контроль за качеством обучения осуществляют органы исполнительной власти.
Финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов.
Высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления, финансируются федеральными органами исполнительной власти, независимо от финансирования образовательной деятельности.
|