В марте 2000г. в России принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации закон об утверждении Федеральной программы развития образования.
Одними из основных направлений развития системы образования программа называет:
развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки;
государственную поддержку научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственную поддержку научно-технического творчества учащейся молодежи.
Кроме того, говоря об обеспечении реализации и развития образовательных программ, федеральная программа образования определяет важность внедрения новых образовательных технологий в системе образования, реализации новых подходов к формированию развивающей среды.
В разделах о дополнительном и начальном профессиональном образовании детей Федеральная программа обращает внимание на необходимость организации разнообразных форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27 июля 2000 г. №14/1 подтверждается, что требуется разработка новой методологии общеобразовательной подготовки учащихся с позиций придания, развивающей политехнической, технологической и информационной направленности содержания образования с учетом интеграции общеобразовательных предметов и курсов дополнительного технического образования.
Существующие противоречия между требованиями, выдвигаемыми современным законодательством в области дополнительного технического образования, и отсутствием программ дополнительного политехнического образования, учитывающих индивидуальные интересы обучающихся и его психологические возрастные особенности.
Система дополнительного технического образования ориентирована на развитие зон альтернативности в образовании при акценте на технические универсальные направления, соответствующие современным требованиям на рынке интеллектуального труда, и повышение эффективности подготовки старшеклассников к обучению в технических вузах. В состав подразделения входит непосредственно преподаватели дополнительного образования, преподаватели информатики. Периодически подключаются к работе по плану работы кураторы, преподаватели-предметники, библиотека.
Одно из главных препятствий при создании успешно работающего подразделения дополнительного технического образования - отсутствие в российской федерации вуза, выпускающего преподавателя дополнительного образования для детей. С одной стороны, преподаватель дополнительного образования должен быть высококвалифицированный профессионал, имеющий инженерную подготовку, соответствующую профилю своего направления. С другой стороны, преподаватель дополнительного образования должен быть человек, владеющий педагогическим мастерством, а также необходимым знанием и пониманием психологических особенностей обучающихся.
Безусловно, на практике в дополнительном образовании обеспечение высокого уровня развития учащихся и получение ими высокого качества знаний напрямую зависит от:
системного подхода преподавателя дополнительного образования к знаниям (а типовые программы, если они и есть, давно не пересматривались и уже сильно устарели, ведь технический прогресс не стоит на месте);
анализа зависимости предполагаемых результатов в конце учебного года ( а лучше - курса) от очень многих причин.
Т.е. речь идет о большом практическом значении создания дополнительного образования в образовании и в курсе технологии своей программы применительно к конкретным условиям учебного заведения и возрасту обучающихся. Руководителю подразделения приходится тратить много времени и сил, чтобы найти преподавателей дополнительного образования, способных на такую работу, помочь им адаптироваться в условиях учебного заведения, провести индивидуальную методическую работу с каждым по его профилю, прежде чем будет создана программа, подсказать особенности некоторых коллективов обучающихся.
Для того, чтобы преподаватель дополнительного образования смог выработать для себя определенные стратегии своей творческой работы и при этом полностью соответствовать целям и задачам всего образовательного учреждения, приходится проводить практически индивидуальную работу с каждым в отдельности. По другим же техническим направлениям все гораздо сложнее: иногда нашим преподавателям удается поучиться индивидуально у оставшихся еще кое-где в Нижнем Новгороде талантливых преподавателей дополнительного технического образования, так было с курсом «Радиоэлектроники». Иногда берем для такой работы своих талантливых выпускников, бывших кружковцев. Очень жаль, когда уже сложившийся преподаватель дополнительного образования уходит в свою профессиональную область (жизнь есть жизнь) для постоянной работы. А руководителю приходится все начинать сначала, искать профессионала, заниматься становлением его как педагога дополнительного образования, помогать в разработке образовательной программы, методики и т. д.
|