Сегодня в высшей школе параллельно с основным образованием развивается дополнительное образование. Основное образование - это нормативно регламентированная, и иерархически построенная система образования, которая направлена на реализацию общепринятых и установленных методов, приемов и форм обучения, оценки ее результатов. Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс коммуникации, который порождает обучение и осуществляется за пределами системы традиционного школьного и вузовского образования.
В настоящее время происходит постепенная интеграция дополнительного образования, то есть дополнительное образование превращается в целостную систему и предполагает единство целей всех звеньев для достижения общей цели образования.
Однако существует проблема, которая выражается в отсутствии между системами основного и дополнительного образования преемственности и необходимой связи.
Интеграция дополнительного образования и основного образования является актуальной в силу их специфичности. Модель интеграции будет адекватной современным тенденциям модернизации образования только при условии построения на основе системного подхода. Под системным подходом понимается целесообразная совокупность элементов и отношений между ними и их свойствами.
Рассмотрим понятие «педагогическая система». Педагогическая система подразумевает самостоятельную развивающуюся и управляемую целостность, которая состоит из ряда компонентов. К таким компонентам относятся цель и результаты, условия функционирования, управляющая и управляемая системы, формы и методы педагогической деятельности, педагогический анализ, организация, контроль.
Основным условием интеграции дополнительного образования является информационная образовательная среда вуза, которая включает в себя материально-техническую базу, информационно-коммуникационные ресурсы, кадровый состав. В информационной образовательной среде формируются методические системы предметной, специальной и дополнительной подготовки школьников, студентов, взрослых. При проектировании функциональных связей компонент педагогической системы учитываются такие принципы, как целеполагание, реализуемость, непрерывное образование, единство учебного процесса и его информационной образовательной среды, формирование целостной образовательной деятельности и преемственности.
При формировании модели интеграции дополнительного образования можно выделить главную цель - создание единого образовательного пространства, которая включает в себя начальное и основное образование, высшую школу, послевузовское образование. Создание такого пространства возможно на базе единой установки на общее развитие, сохранения индивидуальности на любом возрастном этапе, интенсификации научной и образовательной деятельности при внедрении современных педагогических и информационных технологий, многообразия специальностей и квалификаций, создание психолого–педагогических условий для непрерывного повышения квалификации всех субъектов образовательного пространства.
|