Одна из важнейших проблем дидактики — проблема методов обучения в дополнительном образовании — остается востребованной как в теоретическом, так и на практике. В зависимости от решения этой проблемы находятся сам учебный процесс, работа преподавателя и обучаемых, а соответственно, и результат методов обучения в дополнительном образовании.
Слово «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает способ достижения истины.
В педагогике нет единого мнения относительно роли и определения понятия методы обучения в дополнительном образовании. Так, И.А. Филатов определяет следующее значение этого понятия: Методы обучения - это способы образовательной деятельности научно-педагогического работника и организации учебно-познавательной работы слушателей по выполнению разнообразных педагогических задач.
А.С. Бадулин считает, что методы обучения в дополнительном образовании называют способ систематизированной деятельности преподавателя и обучаемых, обращенной на достижение целей образования.
К.П. Ильина понимает методы обучения в дополнительном образовании как способ организации познавательной деятельности учащихся.
Методы обучения в дополнительном образовании зависят от уровня самостоятельности и творческой работы обучаемых. Эту довольно продуктивную классификацию еще в 1972 г. предложили Р.О.. Битнер и С.П. Самокатов. Они достоверно отметили, что многие ранее предложенные подходы к методам образования основывались на дифференцации их внешних схем или источников. Потому что успех образования в большей мере зависит от направленности и внутренней инициативности обучаемых, направления их деятельности, то именно характер активности, их работа и проявление интерактивных способностей должны являться одним из главных критерием выбора средства. Р.О. Битнер и С.П. Самокатов предложили уяснить несколько методов обучения в дополнительном образовании, причем в каждом из следующих уровень активности и самостоятельности в работе обучаемых возрастает.
Объяснительно-иллюстративный метод. Обучающиеся приобретают знания на аудиторных занятиях, из учебно-методических источников, через наглядное пособие в «готовом» (законченном) виде. Воспринимая и перерабатывая факты, оценки, заключения, обучаемые остаются в пределах воспроизводящего мышления. В высшей школе этот метод наиболее часто употребляется для передачи огромного потока знаний.
Репродуктивный метод. Он включает применение освоенного на основе образца или примера. Работа обучаемых носит последовательный характер, т.е. выполняется по правилам в похожих ситуациях с предложенным примером.
Метод проблемного изложения. Используя самые многообразные средства, преподаватель, прежде чем давать информацию, обозначает проблему, ставит познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая взгляды, подходы, поясняет способ выполнения поставленной задачи. Обучающиеся, в данном случае, являются свидетелями научного поиска. Такой подход широко использовался раньше, и в настоящее время.
Частично-поисковый метод. Состоит в обеспечении активного поиска решения ранее выдвинутых в образовании познавательных задач, или под руководством преподавателя. Процесс исследования становится продуктивным, но при этом постепенно проверяется преподавателем или самими обучающимися на основе работы с программами (так же и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод. После переработки информации, постановки проблем и задач студенты сами изучают различные источники информации, проводят наблюдения и выполняют различные действия поискового характера. Интерактивность, самостоятельность, активный поиск наблюдаются в исследовательской деятельности в полном объеме. Методы учебной деятельности естественно переходят в методы научного поиска.
|