В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает всю большую актуальность.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную “энциклопедичность” содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз “Знания на всю жизнь” уступает место новому – “Знания через всю жизнь”.
Согласно Положению о Центре дополнительного образования для претворения в действительность стратегии непрерывного образования создаются специальные образовательные центры. Главной целью таких центров, как указывает Положение о Центре дополнительного образования, является повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовки к выполнению новых трудовых функций. Положение о Центре дополнительного образования также предусматривает такие задачи учреждений дополнительного образования как обучение эффективным способам усвоения знаний, апробация новых технологий переподготовки кадров, разработка образовательных программ, учебных и методических пособий, проведение семинаров-тренингов.
К образовательным учреждениям дополнительного образования Положение о Центре дополнительного образования относит академии (за исключением академий высшего профессионального образования), курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
В зависимости от объёма предоставляемых знаний Положение о Центре дополнительного образования определяет следующие виды дополнительного профессионального образования:
-
Повышение квалификации – краткосрочные программы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся краткосрочные семинары и различные тренинги).
-
Профессиональная переподготовка – программы средней продолжительности, направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности.
-
Дополнительное образование – программы средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности.
Как отмечено в Положении о Центре дополнительного образования стажировка может быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования или одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
|