Словосочетание “дистанционное образование” прочно вошло в мировой образовательный лексикон. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО “Образование для всех”, “Образование через всю жизнь”, “Образование без границ” и среднесрочной стратегии ЮНЕСКО.
В России проведен 5-ти летний эксперимент (1997-2002 гг.) в области дистанционного обучения и по его итогам утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях, разработан проект Положения о дистанционном образовании. На основании вышеизложенного Федеральным законом приняты дополнения в части использования дистанционных образовательных технологий во всех формах и направлениях обучения. Эти дополнения внесены в Закон Российской Федерации “Об образовании” и в Федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Но Положение о дистанционном образовании может быть реализовано не декларациями, а непосредственной работой по внедрению дистанционного обучения в каждом конкретном вузе с учетом его специфики. Отдавая дань "всемирной моде", необходимо взвесить все “за” и “против”, прежде чем приступить к организации такой формы образования в конкретном институте или университете.
В соответствии с положением о дистанционном образовании отличительной особенностью обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом. Поэтому при дистанционном образовании существует определенная опасность выдачи диплома об окончании данного учебного заведения не тому, кто учился, а тому, кто организовал и оплатил дистанционное образование. Как гласит английская пословица: “Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить”. Дистанционное обучение потребует от студентов жесткой самодисциплины, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Нужно уметь распределять свое время согласно индивидуальному плану, который, ориентируясь на Положение о дистанционном образовании, является основой учебного процесса.
Положение о дистанционном образовании предполагает создание интерактивного мультимедиа курса в виде гипертекстовой структуры, в связи с чем, необходимо известное переосмысление теоретико-методологических основ каждой дисциплины, предмета, освобождение их от чрезмерной перегрузки канонами и догмами. Но опыт показывает, что в отсутствие квалифицированных специалистов большая часть пособий грешат тем, что на машинные носители почти механически переводятся уже имеющиеся учебники, не всегда самые лучшие, построенные без изменений структуры. Именно поэтому Положение о дистанционном образовании обязывает весь профессорско-преподавательский состав проходить определенную переподготовку.
С учетом всех этих нюансов, можно сделать вывод, что расширение масштабов применения телекоммуникационных технологий в образовании требует не только увеличения финансирования в образовательной сфере, но и готовности участников образовательной системы активно их использовать.
|