Основополагающим началом теоретических исследований и педагогической практике дополнительного обучения являются принципы дополнительного образования.
Принципы дополнительного образования призваны всегда обеспечивать связь между закономерностями учебного процесса и задачами, стоящими в дополнительном образовании. В дидактике принципы дополнительного образования анализируются как подсказки, указания, сосредотачивающие педагогическую занятие и учебный процесс, как метод достижения преподавательских целей с учетом этапов учебного процесса в дополнительном образовании.
Исследователи в области дополнительного образования предлагают свою точку зрения на принципы дополнительного образования. Так И.Ф. Иоффе, в своей научной работе, посвященной принципам дополнительного образования, считал, что научность, связь теории с практикой, опыт работы в системе дополнительного образования, сознательность, инициативность, компетентность обучаемых, сочетание абстрактности мышления с наглядными средствами обучения, доступность знаний – все это и есть принципы дополнительного образования.
Без особого труда можно установить, что все принципы дополнительного образования являются видоизмененными принципами общей педагогики. Общие педагогические принципы призваны помочь преподавателю дополнительного образования найти наиболее правильные ответы на вопросы: как учить, для чего и чему?
Однако, при выделении системы принципов дополнительного образования в специальном учебном заведении следует обратить внимание на освоение учебных дисциплин, на связь самостоятельной работы обучающихся с деятельность преподавателей. Здесь наблюдается единство профессиональных и учебных действий в работе научно-педагогических работников в системе дополнительного образования. Согласно этих индивидуальностей создавались и защищались принципы дополнительного образования, отражающие характерные особенности учебного процесса на факультетах дополнительного образования.
Подводя итог, можно сказать, что основными принципами дополнительного образования являются: научность, последовательность в обучении, связь теоретического освоения учебного материала с практикой, доступность в получении дополнительного образования, системность, наглядность обучения, активность и сознательность обучения, прочность обучения. В связи с подписанной болонской декларацией возрастает роль дополнительного образования. Прежде всего, это связано с двухуровневой системой подготовки. Получившие степень бакалавра, поневоле будут проходить переподготовку, повышая свою квалификацию.
|