Понятия «образование» и «система образования» закреплены в Законе РФ «Об образовании». Согласно данного закона образование, прежде всего, рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания людей.
Однако стоит рассмотреть многообразие видов образовательных программ, которое включает в себя система образования. Прежде всего, можно выделить общеобразовательные и профессиональные программы. Общеобразовательные направлены на формирование основы личности, что поможет в последствие человеку сделать осознанный выбор и более эффективно воспринимать профессиональную информацию. А программы профессионального образования позволяют подготовить специалиста в какой-либо определенной области.
При этом стоит отметить, что оба указанных направления обучения подразделяются на основное и дополнительное образование.
Программы основного образования осуществляются по образовательным стандартам, а дополнительного может осуществляться как на основании стандартов, так и на основании использования авторских программ. Но при этом, основное и дополнительное образование позволяет получить необходимые знания.
Выделяют несколько уровней основных общеобразовательных программ обучения: дошкольное; начальное общее; основное общее и среднее (полное). Дошкольное помогает начальному развитию ребенка, позволяет физически и интеллектуально развиваться. Основное и дополнительное образование как два направления дошкольного образования могут осуществляться как в специальных учреждениях, как и родителями.
Школьное же образование включает 3 стадии: начальное, основное (общее) и среднее (полное). Начальное образование – это «первые шаги» в познании окружающего мира, человека, существующих традиций, культуры и т.д. Основное общее позволяет сформироваться личности ребенка, а среднее (полное) – это завершающий этап школьного образования и является неотъемлемой базой формирования навыков самообучения и основной для получения профессионального образования.
Рассматривая профессиональное образование, выделяют:
- начальное профессиональное, в рамках которого осуществляется подготовка квалифицированных рабочих и служащих;
- среднее профессиональное – подготовка и переподготовка различных специалистов среднего звена;
- высшее профессиональное - подготовка специалистов соответствующего уровня и их переподготовка;
- послевузовское профессиональное образование – последующее образование в аспирантуре, докторантуре и т.д.
Как уже указывалось, данные программы могут осуществляться в рамках основного и дополнительного образования. Невозможно оценить какое из них дает больший положительный результат. Особенно основное и дополнительное образование в рамках современного рынка образовательных услуг может принимать разные учебные формы. Так часто встречается репетиторство и организованы различные курсы подготовки, переобучения и повышения квалификации, кружки, пользующиеся большим успехом.
|