Дополнительное профессиональное образование представляет собой элемент системы непрерывного образования и самостоятельное направление в профессиональном образовании. История развития дополнительного образования совпадает вместе с формированием основного; их взаимодействие представляет собой существенный аспект становления российского образования. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для каждого, все больше нуждалось в дополнении видами и формами обучения, отвечающими различным образовательным потребностям. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы “не отстать от жизни”, нужно непрерывное совершенствование профессиональных навыков.
Идея непрерывного образования возникла в XX в., но ее истоки можно найти еще во времена древних философов. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые, концептуально оформленная, эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 году известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 году ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему: “Учиться, чтобы быть”. С середины 1970-х годов идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.
Что касается истории развития дополнительного образования в СССР, то впервые это понятие появилось в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1986 г. “О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве”. Среди ступеней высшего образования данное постановление выделяет повышение квалификации, окончание аспирантуры и докторантуры. В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”, в котором говорилось о “непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов”. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” говорит о принципах непрерывности и преемственности процесса образования. Наряду с этим Законом выходит Постановление РФ “О Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1996–1997 годы”, в котором непрерывное образование фигурирует в качестве системы. После 1999 г. стали ежегодно появляться нормативные документы, посвященные непрерывному образованию, в том числе Федеральный закон “О федеральной программе развития образования”. Среди основных мероприятий программы появляется “совершенствование системы непрерывного образования”. В новой модели образования на 2008–2020 годы непрерывному образованию также отводится значительная роль.
|