Дополнительное профессиональное образование представляет собой важный динамично развивающийся сектор системы образования Российской Федерации, во многом определяющий её инновационные, пилотные, проектные направления обучения. Современная система дополнительного образования позволяет специалистам не только повысить квалификацию, но и пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Положение о системе дополнительного образования рассматривает этот уровень образования как составной объект, который охватывает следующие взаимосвязанные структурные элементы: образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (академии, институты), учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления дополнительным профессиональным образованием, общественные и другие некоммерческие организации в части оказания ими уставных дополнительных образовательных услуг.
Среди фундаментальных международно-признанных положений о системе дополнительного образования взрослых необходимо отметить: 1) право на образование в любом возрасте является одним из важнейших прав человека и это право должно получить законодательное оформление; 2) приоритетная задача образования взрослых – обеспечить человека пониманием окружающего мира, знаниями и умениями, необходимыми для полноценной, творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном обществе; 3)проблемы развития образования взрослых необходимо рассматривать в терминах личностно ориентированного подхода, ориентируясь при отборе содержания и выборе форм и методов обучения на интересы развития человека как личности и как активного и компетентного субъекта социальной деятельности; 4) деятельность образовательных учреждений необходимо сфокусировать на формировании и обогащении таких общезначимых личностных качествах человека, как гражданственность, социальная мобильность, способность к всестороннему участию в жизни общества; 5) образование должно обеспечить пожизненное развитие человека, и потому должно стать естественной составной частью его жизни во всяком возрасте; 6) учебная деятельность не является какой-то обособленной сферой жизнедеятельности взрослого человека, она должна быть интегрирована с другими видами его социальной деятельности в единый и целостный процесс пожизненного обогащения его духовного мира и созидательных потенций; 7) различия между формальным, неформальным и информальным образованием носит условный характер; неважно, каким путем приобретены имеющиеся у человека знания и умения, важно, чтобы они у него были и реальный уровень компетентности работника должен быть признан документально. Таким образом, дополнительное образование взрослых – есть открытая система, целью которой является самореализация человека в профессии и нахождении точек опоры в динамичном информационном обществе.
|