Современный взгляд на профессионализацию заключается в том, что она формируется в жизнедеятельности, а не дана человеку от рождения. Профессионализм – это результат индивидуальной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала, самообразование педагога дополнительного образования. Для овладения профессией необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация. Именно недостаток мотивированности определяет трудности профессионального и личностного самоопределения. Между тем очевидно, что перспективы личностного и профессионального развития человека определяются не столько его знаниями, сколько его системой ценностей, способностью к успешной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к целенаправленному самосовершенствованию.
Система профессионального самоопределения студентов учреждений педагогического образования ориентируется на предметное знание, а не на профессиональное мастерство педагога воспитателя. Технологическая невооруженность выпускников педагогических вузов ведет к их неудачам на практике, неудовлетворенности, вплоть до желания покинуть систему образования. В целом представляется актуальным поиск путей эффективной социализации будущих профессионалов в русле профессионального самоопределения, которое наряду с трудным выбором пути подразумевает огромную внутреннюю работу по самообразованию и самореализации.
Профессиональная деятельность является главным компонентом труда педагога, анализ которой позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности. Степень соответствия реально сформированных качеств современным требованиям характеризует уровень профессиональной компетентности педагога, определяющий успешность его практической деятельности. Результатом проектной деятельности педагога становится: направленность учебных программ и методик на развитие личности обучающегося, формирование готовности к продуктивному мышлению и способности к самообразованию педагога дополнительного образования.
Педагогический процесс концентрируется и реализуется в педагогическом действии как личностном уникальном целостном педагогическом смысле. Совокупность таких действий представляет собой профессиональную педагогическую деятельность, которая обусловливается совокупностью устойчивых профессионально значимых качеств личности, зависящих от “уровня профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой”. Основной проблемой педагогической деятельности является достижение взаимопонимания в ходе взаимодействия субъектов: воспитателя (учителя) и воспитанника (ученика). Разрешение этой проблемы возможно только в рамках качественного педагогического взаимодействия – профессионального взаимодействия воспитателя с воспитанниками, учителя с учениками в каждый конкретный момент целостного педагогического процесса. Преодолеть “профильную однобокость” в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный “внеучебный” процесс.
|