В настоящее время прогресс в области компьютерных технологий позволяет свободно делать то, о чем еще в недавнем прошлом даже не помышлялось. Огромное преимущество современных средств телекоммуникаций заключается в возможности предоставить любому желающему доступ к информационным базам данных практически по всему миру. Уже только одно это открывает огромные перспективы в сфере образования.
История развития дистанционного образования берет свое начало в 1960-е гг. с возникновением в Великобритании явления, которое получило название “Distance learning”. Первые результаты деятельности Британского открытого университета были расценены как создание принципиально новых предпосылок обеспечения доступа к качественному британскому образованию. С помощью дистанционного обучения подвижники новых подходов в образовании стремились интегрировать достижения различных форм получения образования, преодолеть ненужные дистанции во взаимодействии участников образовательного процесса, расширить диапазон профессиональных компетенций преподавателей и студентов во имя обеспечения конкурентоспособности своих вузов и выпускников.
Следующий этап в истории развития дистанционного образования начинается в 70-80-е гг., когда университеты дистанционного обучения и открытые университеты стали распространяться по всему миру Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытый университет Хаген (Германия), Национальный технологический университет в США, INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Австралийская территориальная информационная сеть. Это, как правило, очень крупные учебные заведения, в которых обучаются десятки тысяч студентов. Часть таких университетов представляют собой поистине глобальные мега-университеты, реализующие образовательные услуги одновременно для сотен тысяч людей.
История развития дистанционного образования в России связана с возрождением в 1990-е гг. заочного образования в контексте радикальной модернизации системы образования. Distance learning породило великое брожение умов, но академическая общественность довольно быстро приняла новое явление. Однако история развития дистанционного образования показывает, что процесс продвижения дистанционных образовательных технологий сдерживался традиционными для России причинами – отсутствием приемлемого для материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным и моральным стимулами для преподавателей.
Важной датой в истории развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Результаты двух лет эксперимента позволили прояснить многие проблемы и установить необходимость разработки Отраслевых Стандартов как основы нормативно-правовой базы обучения. В 1999 г. история развития дистанционного образования принимает новый виток: Минобразование РФ, не дожидаясь окончания эксперимента, объявило межвузовскую научно-методическую программу “Учебно-методическое обеспечение дистанционного образования”, а в 2001 г. – “Создание системы открытого образования”, которые были призваны способствовать выработке научного понимания актуальных теоретических и практических проблем.
|