В системе высшего образования Российской Федерации на протяжении более 70 лет действует система заочного образования – форма подготовки высококвалифицированных специалистов в вузе без отрыва от его производственной деятельности. Второе высшее заочное образование как часть вносит существенный вклад в решение ряда сложных задач: повышение образовательного уровня населения; повышение квалификации и переподготовка специалистов; преодоление трудностей, неблагоприятной демографической ситуации.
Заочное обучение осуществляется в период профессиональной деятельности студентов, поэтому чередование периодов обучения и самообразования следует признать важным фактором учебной деятельности. Вместе с тем из этой особенности следует, что для студентов заочного обучения цели прикладного характера имеют существенное значение, поскольку это обусловлено их стремлением к профессиональной самостоятельности.
Однако заочное образование нельзя сводить только к прагматическим задачам. Второе высшее заочное обучение в условиях педагогического вуза призвано решать более сложные задачи: повышение общего уровня развития и культуры студентов; развитие их задатков и способностей, фундаментальных научных представлений; совершенствование знаний, умений и навыков; изменение характера и квалификационного уровня профессиональной деятельности; подготовка к дальнейшему творческому росту на основе непрерывного профессионального самосовершенствования.
В связи с тем, что важнейшей особенностью в развитии современной высшей школы, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей личности, является гуманитаризация, именно получение второго высшего заочного образования психология обеспечит полноту образования человека в условиях высокодинамичного социума. Как эффективно строить взаимоотношения с людьми, с информацией, с техникой, с властью, как развивать свои способности и находить новые возможности – вот основные вопросы, на которые в психологии можно найти ответы.
Второе высшее заочное образование психология является учебой практиков, работающих по специальности, без отрыва от производства и носит характер повышения их производственной квалификации; опираясь на профессиональный опыт, заочники-практики могут подключать к учебной работе весь свой богатый социальный опыт, сложившийся в их повседневной практике. Использование преимуществ и преодоление реальных трудностей заочного высшего образования предполагают учет следующих важнейших факторов повышения его эффективности:
-
рациональной организации самостоятельной работы студента;
-
хорошей организацией его работы по избранной специальности;
-
единства установок, требований вуза и производства к подготовке специалиста;
-
оптимальной организации учебного процесса на заочном отделении.
Приведенные данные позволяют говорить о том, что отдел заочного обучения играет и будет играть в дальнейшем весьма существенную роль в подготовке кадров, в т.ч. по специальности “Психология”.
|