Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей и интересов школьников, развитие их способностей реализуется через работу различных кружков дополнительного образования. Программы кружков дополнительного образования должны содержать в себе различные образовательные и досуговые аспекты деятельности, направленные на дополнительное углубление знаний и умений по предмету, на развитие самостоятельного приобретения знаний, на развитие творческих способностей личности. При этом в век информационных и коммуникационных технологий, программы кружков дополнительного образования детей и юношества должны быть ориентированы на освоение компьютера и более глубокое изучение основ информатики.
Программы кружков дополнительного образования обязательно включают в себя порядок работы кружков различных направлений деятельности и творчества детей и юношества в системе дополнительного образования. Как правило, занятия в кружках должны проводиться во внеурочное время согласно расписанию, подготовленному администрацией в лице завуча или заместителя директора по воспитательной работе. Программы кружков дополнительного образования рекомендуют работу в кружках организовывать не менее чем по два часа два раза в неделю. Считается, что это оптимальный вариант для детей, которые весь день проводят в школе.
Типовые программы кружков дополнительного образования детей и юношей рекомендуют учителям, ведущим занятия в кружках, иметь собственную программу, которая должна включать в себя пояснительную записку, отражающую цели и задачи данного конкретного занятия, тематику и содержание изучаемого курса дополнительного образования, а также в обязательном порядке методическое обеспечение конкретной образовательной дисциплины. Также программы кружков дополнительного образования рекомендуют вести список состава членов кружка, отмечая не прибывших и выяснять причину их отсутствия.
Обязательным документом программы кружков дополнительного образования предписывают руководителям кружка регулярно заполнять журнал дополнительного образования, в котором отмечать дату и тему занятия, отслеживать посещаемость. При этом руководитель кружка обязан своевременно сдавать журнал для проверки вышестоящему начальству, например, заместителю директора по воспитательной работе.
Программы кружков дополнительного образования также рекомендуют критерии оценки качества работы тематических кружков дополнительного образования. Предлагается контроль эффективности работы кружков дополнительного образования осуществлять по показателям методов проверки знаний (лекции, беседы, и т.п.), форм занятий (семинар, диспут) на адекватность заявленному содержанию. Также программа кружков дополнительного образования предписывает при осуществлении контроля учитывать активность участия членов кружка в школьных, районных и областных соревнованиях, выставках детского творчества. Необходимо также регулярно проводить анализ посещаемости каждого конкретного из кружков дополнительного образования и поощрять активность учащихся в процессе занятий.
|