Одной из подсистем существующей в Российской Федерации системы образования является начальное профессиональное образование. Данная подсистема направлена на подготовку дипломированных специалистов – работников квалифицированного труда (как рабочих, так и служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности посредством реализации профессиональных образовательных программ.
В рамках подготовки специалистов по программам начального профессионального образования осуществляется:
-
обучение школьников на базе основного общего образования;
-
обучение школьников на базе среднего (полного) общего образования;
-
переподготовка, повышение квалификации незанятого населения, безработных граждан и военнослужащих.
Произошедшие существенные изменения на рынке труда и в экономике, формирование новых формы общественных и государственных структур, таких как органы занятости, профсоюзы разных уровней, торгово-промышленные палаты и иные значительно повлияли на качество начального профессионального образования.
В советские времена подготовка осуществлялась при значительной поддержке предприятий, которые обеспечивали учебные заведения начального образования оборудованием, необходимым для получения профессиональных навыков, оборудованием, материалами. При этом предоставлялась возможность производственного обучения и прохождения производственной практики. На предприятиях за практикантами закреплялись мастера, которые были заинтересованы в результатах и в качестве подготовки «молодых специалистов». При этом производилась регулярная совместная работа учебных заведений и предприятий, т.к. администрация предприятия направляла на обучение и переобучение своих работников и осуществляла оплату за обучение.
На данный момент почти ликвидирован социальный институт базовых предприятий. Производственная база учебных учреждений не соответствует современным требованиям и часто не содержит те виды оборудования, которые применяются на предприятиях. Прохождение производственной практики часто носит условный характер, т.к. не на всех предприятиях готовы уделять внимание практикантам и тем боле допускать до самостоятельной работы на оборудовании. Руководство ориентируется больше на «получение готового специалиста».
В результате снижается качество начального профессионального образования: усложняется подготовка квалифицированных работников, перепрофилирование учреждений начального профессионального образования на современные потребности рынка труда. При этом существующие объединения профсоюзов разных уровней и работодателей редко участвуют в решении данных проблем.
|