Начальное и среднее профессиональное образование является основным на этапе выхода России из кризиса. Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих профессиональное образование. Сама жизнь ставит перед системой образования различные задачи профессионального образования.
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
- дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
- создание центров практик на предприятии;
- привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
- формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Профессиональное образование в России существует более 300 лет. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования – начальное – общеобразовательная подготовка, среднее профессиональное образование - подготовка рабочих и специалистов среднего звена, высшее профессиональное образование – обучение управленческих кадров профессионального образования и послевузовское профессиональное образование.
Для каждого уровня ставятся и свои специфические задачи профессионального образования. Перед начальным профессиональным образованием (училища) и средним профессиональным образованием (специальные училища, такие как медицинские, музыкальные, техникумы и колледжи) ставятся такие задачи профессионального образования, как подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена. Государство в настоящий момент на эти этапы профессионального образования выделяет огромные средства – за 2 года около 4 млрд. рублей. Эта задача профессионального образования и в дальнейшем будет решаться поэтапно, стимулируя различные инновационные проекты в профессиональном образовании.
Следует отметить, что меняется содержание и формируется новое поколение образовательных стандартов, ориентированных на решение второй и третьей основных задач профессионального образования. Они предусматривают активное участие будущих работодателей при решении конкретных задач профессионального образования. Образовательные стандарты профессионального образования, как в системе среднего профессионального образования, так и в системе высшего профессионального образования, предусматривают наличие баз практик на предприятиях региона, для того, чтобы готовить будущие профессиональные кадры для этого конкретного предприятия.
|