Конструируемые сегодня бинарные типологии национальных систем образования — это погоня за ускользающим миром, отчаянная попытка зацепиться за национальные различия образовательных моделей, отыскать их незыблемые культурно-исторические основания и придать им детерминирующую силу. При этом сам предмет классификации — национальные системы высшего образования — обнаруживает тенденцию к непрерывной институциональной трансформации, изменяясь быстрее, чем успевает получить распространение очередная бинарная типология. Если что-то в образовательных системах мира еще и доступно классификации, так это векторы их изменений.
Цель данного обзора — кросс-национальное сопоставление систем высшего образования, сфокусированное на актуальных тенденциях их развития. Отправной точкой (причем, скорее «точкой отталкивания», нежели «точкой опоры») нам послужит оппозиция двух моделей высшего образования — «атлантической» и «континентальной» — оппозиция, которая представляется наименее ангажированной, хотя и явно недостаточной в свете вышесказанного.
Отличительные черты атлантической модели высшего образования (США, Великобритания, Ирландия):
-
институциональная и финансовая автономия вузов, их тесная связь с бизнес-сообществом,
-
сильное самоуправление, непрямой контроль со стороны государства,
-
наличие специализированных агентств-посредников, которым делегированы управленческие функции.
Атлантическая модель исторически выстраивается на базе двухуровневой системы «бакалавриат + магистратура», это модель «поздней профессиональной дифференциации» (выбор специальности в вузе не предопределяется автоматически типом оконченной школы), соответственно, образовательные траектории учащихся в данной модели не столь жестко детерминированы самим институциональным устройством системы.
Напротив, образовательные системы континентальной модели высшего образования (Нидерланды, Германия, Швейцария) отличает
-
иерархичность учебных заведений,
-
их тесная связь с государственными структурами,
-
прямое министерское регулирование и отсутствие непосредственных связей «университет — бизнес».
Континентальная модель опирается на одноуровневую схему вузовского обучения (аналогичную российскому высшему образованию дореформенного периода) и раннюю специализацию учащихся.
Университет атлантической модели исконно развивается в логике экономической целесообразности, тогда как в континентальной модели доминирует логика государственного заказа и функция воспроизводства социальной структуры. Впрочем, в последние десятилетия это различие стирается — традиционно либеральная атлантическая модель переживает «огосударствление», государствоцентричная континентальная модель — либерализацию.
|