Широкое понимание экономической функции образования заключается в формировании интеллектуального и кадрового потенциала общества в соответствии с действительными потребностями рынка рабочей силы. Последствия глобализации мировой экономики, в частности переезд трудоемких производств в развивающиеся страны, и внедрение информационных технологий привели к ощутимым изменениям в параметрах спроса на труд в развитых странах в наши дни.
По оценке статистических данных процент обучающихся в высших учебных заведениях повсеместно ежегодно повышается. Соответственно расходы населения на образование значительно возрастают. Установленный факт свидетельствует о повышенной приоритетности вложения капитала в образование человека, а следовательно, роль экономической функции образования значительно увеличивается. Экономика высшего образования заключается в воспроизводстве экономически активного населения разных уровней подготовки и повышение образовательного уровня современного общества. Таким образом, с количественной точки зрения экономическая функция образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств выпускников или способность выпускников реализовать полученные знания и навыки на практике таким образом, чтобы работодатель мог получить максимально требуемую отдачу от “новоиспеченного выпускника” и тем самым быть востребованным для работодателя.
В развитых общественных системах возможности и пределы реализуемости полученного образования определены четкой связью между его уровнем и уровнями дохода и общественного положения. Определена даже “ценность” каждого года обучения, т.е. материальная выгода, которая извлекается на протяжении всего периода трудовой деятельности. В нашей стране ситуация иная. В ходе трансформации российского общества, цепочка “образование – статус – доход” оказалась разорванной, вследствие чего возможности конвертации полученного образования в повышение дохода и социального статуса существенно уменьшились. Эти трудности усугубились кардинальным изменением структуры рынка труда, резким сокращением производства товаров и услуг, повлекшим соответствующее снижение не только высоко-, но и среднеоплачиваемых рабочих мест. Изменилась и социальная структура общества: высокий уровень образования и работа в отраслях, принадлежность к которым еще недавно предполагала высокий уровень общественного положения, его уже не гарантируют.
Сегодня перед российским обществом стоит та же проблема, что и перед всем развитым миром: как увеличить гибкость системы высшего образования и сократить или не увеличить государственные расходы на нее. Под гибкостью можно понимать способность отрасли производить выпускников по нужными экономике специальностями, в нужном количестве и с нужным качеством по минимально возможным ценам. Такая оптимизационная задача не может быть решена плановым способом в современной динамичной экономике высшего образования. Единственный способ экономической оптимизации, известный человечеству для такой экономики, – свободная конкуренция на рынке без барьеров с защищенной частной собственностью на средства производства.
|