Подзаконные акты, принимаемые в сфере образования, связаны в первую очередь с управлением. Как свидетельствует опыт развития системы общего, среднего специального и высшего образования, только продуманное, научно обоснованное управление служит эффективным механизмом обеспечения стабильности государства и общества, гарантом позитивных перемен. Правовые акты управления в сфере образования играют важную роль в процессе реализации законов, регулирующих правоотношения в данной сфере, призваны конкретизировать, дополнять положения закона, являются “мостиком” между законом и процессом его реализации.
Правовой акт в сфере управления образованием есть управленческое решение, содержащее властное волеизъявление субъекта, осуществляющего нормотворческую и (или) исполнительно-распорядительную деятельность в целях повышения эффективности функционирования системы образования страны, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства. В целях успешного развития системы образования в целом представляется необходимым принятие мер по совершенствованию правовых актов в сфере управления образованием.
Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” – второй по значению после базового закона Федеральный законодательный акт в области образования, действующий в России в настоящее время. Уже само название указывает на его принадлежность к законам “отраслевого” или “секторного” типа. И хотя Закон в значительном количестве содержит отсылочные нормы, его, несомненно, можно отнести к законам прямого действия. Применительно к области высшего и послевузовского профессионального образования Закон конкретизирует нормы базового закона и вводит целый ряд новых положений, определяющих характер и основные направления образовательной политики в данной области.
Устранение недостатков образовательного законодательства связано и с правильным соотношением федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации, предполагающим создание такой системы правовых норм на уровне субъектов, которая органично дополняла федеральное законодательство и содержала бы первичные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, ибо вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Федерации, должны решаться в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.
Правовая норма, регулируя общественные отношения, должна одновременно воздействовать и на правосознание граждан, а для этого необходимо профессиональное изложение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм. Каждый гражданин, прочитав текст Федерального закона о высшем образовании, должен уяснить себе, что запрещает или дозволяет законодатель, каковы последствия за ненадлежащее исполнение правового веления.
Одна из острейших задач совершенствования нормативно-правовой базы, в частности высшего образования, состоит в необходимости скорейшего приведения внутреннего законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров нашей страны.
|