Сегодняшние тенденции обособления педагогики, философии, социологии психологии и других наук об образовании и в то же время их объединения, слияния находят своё отражение в создании новых моделей образования. Наличие общего стержня педагогики, как целостной науки, является системообразующим фактором и способствует разработке знаний теоретического и методологического характера, на которые сегодня и опирается методист при построении педагогических систем, разработке новых моделей преподавания.
Современные образовательные системы, в частности системы дополнительного образования, представленные как в традиционных, так и нетрадиционных формах, с одной стороны развивают научное знание, а с другой стороны – способствуют разделению самой педагогики на отдельные течения, научные направления, способствуют развитию новых научных направлений педагогики «на стыке наук». Методист в дополнительном образовании является специалистом, который адаптирует теоретические знания педагогики в социально – педагогическую реальность, устраняет «разрыв связей» непосредственно педагогической практики и теоретических основ педагогики, её новаторских направлений. Методист в дополнительном образовании, продвигающий и осваивающий на практике идеи педагогического процесса должен использовать в своей деятельности дифференциальный подход, основой которого служат следующие принципы:
-
принцип аналогии вводимых понятий, законов и закономерностей;
-
принцип научной целесообразности, который определяет научную цель в качестве предполагаемого прогнозируемого результата, что даёт возможность ещё в процессе работы корректировать результат, а также управлять процессом его достижения;
-
принцип причинности - методист в дополнительном образовании должен понимать как принцип, определяющий необходимость и возможность прогнозирования результата деятельности;
-
принцип отношения причины и действия, который в целом соответствует поговорке «желающий ищет возможность, нежелающий - причину», т. е. наличие причины уже содержит в себе возможности выполнения действия.
Придерживаясь данных принципов, методист в дополнительном образовании обеспечит более полную интеграцию нового научного знания в современную практику дополнительного образования, тем самым повысив его качественный уровень.
|